Тюркская юрта
Существуют два основных типа юрты — мангольская и тюркская. К тюркским относится казахская и киргизская юрты. До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.
Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых, человеческое общество.
Изготовление каркаса юрты относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек. По сравнению с монгольской она имеет более высокое куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и снежные наносы. Казахская юрта — Кииз уй состоит из красиво изогнутых складывающихся решетчатых стен — кереге, сводчатых жердей — уыков, верхнего обруча — шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками, покрывается по бокам четырьмя туырлыками (названия войлочных покрытий юрты), поверх их — двумя узуками и тундуком, составляющими стены и кровлю жилища, надежно защищающими от непогоды.
Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой, если приходилось зимовать, особенно при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты базировался на лучших народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь, отделанная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т. д. сохранили циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества. Войдя в богатую юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался коврами паласного типа, текеметами, корпеше — ватными одеялами, рассчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастык — подушки жесткие, а когда приходили наиболее почетные гости — еще и кусжастык, копшик — подушки мягкие, набитые перьями. На стены вешали разноцветные ковры.
В центре юрты ставили обычно очаг — треножник с котлом для приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом — скатертью. При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть подальше ставилась деревянная кровать — тосекагаш для молодоженов с шымылдыком — пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с тосекагаш на двух-трех подставках — жукаяк ставили набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы — каршын, тен, а на них два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи.