Как животные помогли победить в войне

Вспоминая подвиги наших предков, которые подарили нам мирную и свободную жизнь, мы хотели бы рассказать о вкладе в победу в том числе и животных. Ведь они тоже старались приблизить этот самый важный день – день победы – как могли.

ВЕРБЛЮД ЯШКА
Весной 1945-го часть артиллеристов участвовала в сражениях за Берлин, с ними был и верблюд Яшка. Назвали животное по месту его рождения – он поступил на службу из калмыцкого села Яшкуль. Он из тех немногих, кто дошел до заветной цели, а ведь отправлялось из Астрахани 350 животных. Грудь Яшки была увешана орденами немецких генералов. Советские солдаты с гордостью сказали, что этому верблюду за героизм нужен настоящий орден, а не фашистские побрякушки. И водрузили на спину животного заслуженный плакат с надписью «Астрахань–Берлин». По воспоминаниям ветеранов, после войны дошедших до Берлина верблюдов перевезли в один из московских зоопарков.
Фото — Сталинград после войны. 1947 г.

ОЛЕНЬИ НАЗЕМНЫЕ СИЛЫ
Северный олень карибу — еще один морозо­устойчивый зверь, который отметился на дорогах войны. Транспорт Санта-Клауса пригодился Советской Армии во время обороны Заполярья. Быстро выяснилось, что положенные РККА по уставу лошади в условиях полярной зимы превращаются в обузу для фронта. Первые же попытки передвижения на оленях в январе — феврале 1940 года дали замечательный результат, и к началу Великой Оте­чественной были разработаны основные положения использования упряжек в армии. 29 июня 1941 года немецкая армия «Норвегия» при поддержке финских войск нанесла удар на Мурманск, а 1 июля — на Кандалакшу. В ноябре этого же года по решению Военного совета 14-й армии для противостояния немцам были сформированы три армейских оленьих транспорта. Каждый из них состоял из 1015 оленей, 15 оленегонных собак, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Обслуживали транспорт 154 человека, в том числе 77 солдат-оленеводов. Своя оленетранспортная бригада была также у Северного флота — она обеспечивала действия морской пехоты. 

Устав оленьей армии был прописан самым детальным образом — чтобы олень не уставал, был всегда сыт и ухожен. В должности солдат-оленеводов проходили службу местные жители — саамы (они же лапландцы, или лопари), умевшие отыскивать ягельные пастбища, хорошо ориентировавшиеся в тундре. Из Архангельской области призывали также ненцев и коми с их оленями. В нарту запрягали по три-четыре оленя — веером, на манер русской тройки. Три — пять грузовых и одна легковая нарты составляли «райду» (чем легче были условия пути, тем больше упряжек входило в райду). Две-три легковые нарты привлекались для прокладки пути по снежной целине, их смена происходила каждые 1–1,5 км. По оленьей дороге райды проходили в сутки до 35 км, по бездорожью — до 25 км. Грузоподъемность нарты зависела от состояния маршрута. В ноябре и декабре на нарте перевозилось 300 кг груза, в январе и феврале — 200, в марте и апреле — 100 кг. То есть, к примеру, на одну нарту можно было навалить 5000 винтовочных патронов (6 ящиков) или 10 000 автоматных; 150 ручных гранат; 30 мин для 82-мм миномета или 12 мин для 107-мм горно-вьючного миномета; 40 снарядов для 45-мм ПТО, 10 снарядов калибра 76,2 мм; 4 снаряда для 122-мм гаубицы. Сами орудия перевозились в разобранном виде. Так, для перевозки 4-орудийной батареи 76-мм горных пушек образца 1902–1909 годов с одним боекомплектом из 560 снарядов требовалось 315 оленей, 82 грузовые нарты и 30 легковых. Порой нарты использовались как тачанки, вооруженные станковым или ручным пулеметом. 

За время войны оленями 14-й армии было вывезено с поля боя 10 142 раненых и больных. Одиночные легковые нарты использовались офицерами связи для доставки срочных донесений. Олени служили даже в авиации: они подвозили к самолетам авиабомбы и патроны, эвакуировали из тундры аварийные машины. Для этого авиатехники разбирали самолет на части и грузили их на нарты. С 1941 по 1944 год таким образом были вывезены 162 самолета.

Источник — блог Ирины Коткиной «ЧУМотека»

ОСЛИКИ НА ВОЙНЕ
В 1940–1941 годах мобплан развертывания Красной Армии предполагал создание 11 отдельных вьючно-ишачьих и 12 отдельных вьючно-верблюжьих рот резерва главного командования. Ишак — незаменимое животное в горах. Он может поднять не очень большой груз (от 50 до 70 кг — как кормить будешь), зато ест все, что растет под ногами, и меланхолично идет по самым узеньким тропинкам над кручей. Во время войны на Кавказе советские ослиные силы немало перевезли мин и снарядов для горных пушек в полковом и батальонном звеньях подвоза.

БОЕВЫЕ ЛОСИ
Лосиные фермы, куда сегодня возят туристов, появились в СССР еще в тридцатые годы и совсем не для развлечения праздных зевак. В зимнюю пору лось с успехом может перевозить всадников и тянуть сани: глубокий снег, в котором завязнет любая лошадь, ему нипочем. Однако главная задача лосиной армии виделась в другом. Сохатый в родной стихии чудесным образом становится быстр и ловок, легко огибает толстые деревья, через мелкий кустарник прет напролом, а болот даже не замечает. Теоретически на лосях можно даже границу переходить: отпечатки лосиных копыт, в отличие от подков, не вызывают никаких подозрений.

Согласно записям в дневнике Михаила Глухова, директора «Волосовского специального питомника № 3», расположенного под Ленинградом, одной из самых сложных задач было приучить лосей не бояться звука выстрелов. Для этого рядом с лосятами ежедневно отстреливали определенное количество холостых патронов с уменьшенной навеской пороха и с каждым днем навеску увеличивали, постепенно переходя к обычным штатным патронам. Кстати, выяснилось, что лоси по-разному реагируют на выстрелы из различного оружия. Как это ни странно, спокойнее всего они относились к очередям из ДП (пехотного пулемета Дегтярева), а вот резкие пистолетные выстрелы их пугали сильнее. Поэтому вооружить лосиные подразделения планировалось именно этими пулеметами. 

Были разработаны специальные седла с креплением для пулемета, однако возможность маневра заставляла желать лучшего.

Вскоре два десятка сохатых отправились в разведотделы армии и приняли участие в успешных рейдах по вражеским тылам. Впрочем, широкого распространения боевые лоси так и не получили, ведь для общения с ними нужны были специально обученные бойцы.

Фото и информация из журнала «Популярная механика» (№90, апрель 2010).

СОБАКИ-ГЕРОИ
Немецкая овчарка Джульбарс служила в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов на территории Чехословакии, Австрии, Румынии и Венгрии (с сентября 1944 года по август 1945 года). Он также участвовал в разминировании
дворцов над Дунаем, соборов Вены и замков Праги. 

Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. Поэтому ее нес на руках солдат — командир 37-го отдельного батальона разминирования, кинолог, майор Александр Мазовер.

Овчарка Дина – первая собака-диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса (19 августа 1943 год). В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя. Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину-сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших ребят. 

Шотландский колли по кличке Дик. Миноискатель. Дик «проходил службу» во 2-ом отдельном полку специальной службы – «Келецкий». Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2,5-тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней.
За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин.

Фото — из личных архивов.

В ПАМЯТЬ О ПРЕДКАХ: ЛЮЛЬКОВЫЙ БРОНЕКОНЬ «НАДЮША»
Немецкий генерал Гальдер писал в докладной записке о положении дел в России своему берлинскому начальству: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух вой­ск».

Кони не могли равняться по скорости с техникой: в среднем 20 км/ч при суточном «пробеге» до 100 км, не более. Зато кавалерия может идти там, где никакая машина не пройдет, причем совершенно незаметно для противника. Неслучайно так удачно рейдерствовали в немецком тылу кавалеристы генералов Белобородова и Доватора.

Даже в самом конце войны лошадки оставались актуальными: конная дивизия генерала Блинова освободила из немецкого плена 50 000 советских солдат и заперла дорогу на Дрезден, а 3-й гвардейский кавалерийский корпус брал город Рейнбург и вышел на Эльбу обниматься с американскими союзниками.

В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. 

Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну, нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней. 

В 1969 году один наш соотечественник запатентовал «люлькового бронеконя Надюшу». «Надюша» — это потому, что в тот год исполнилось сто лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской. Идея состояла в том, чтобы максимально защитить бойца от обстрела. Для этого под брюхом коня подвешивалась люлька, прикрытая спереди бронещитком с амбразурой для стрельбы из личного оружия. Солдат лежал в этой люльке, стреляя между ног лошади и управляя ее бегом с помощью проведенного через специальные отверстия в люльке повода. 

Фото — Радиолокационная лошадь на поле боя. 1940 г.

Мы помним и чтим наших Героев. Рассказывайте о своих героях, дедушках, бабушках, родителях под хэштегом #помнипредков на своих страничках или в комментариях, нам важно знать, кто они.